Власть придумала новую технологию предотвращения протестов в регионах перед выборами в Госдуму. Социологи фиксируют, что в обществе (особенно среди молодежи) растет скрытая тревога из-за проблем с экологией, что может стать триггером к локальным массовым выступлениям. На встрече президента Владимира Путина и главы минобрнауки РФ Валерия Фалькова прозвучали решения, как направить недовольство россиян в безопасное русло и создать позитивный фон прямо перед голосованием.
На встречу с президентом Путиным в Кремле министр Фальков пришел с «небольшой презентацией» о том, как его ведомство собирается проводить «Год науки», объявленный в 2021-м. Фальков рассказал, что министерству удалось придумать особенный формат, которого еще не было в прошлом (напомним, 2020-й был «Годом памяти и славы», 2019-й — «Годом театра»). «Мы тематизировали каждый из месяцев, посмотрели на историю нашей страны и на современные направления научного поиска. Ясно, что апрель мы назвали «Освоение космоса». Если посмотреть дальше, то май будет «Новые вызовы и угрозы. Безопасность», [июль —] «Связанность территорий и [освоение] пространства», август — «Экология и климат», сентябрь — «Генетика и качество жизни» и так далее, и в декабре мы хотим закончить — это «Человек и общество», — сказал Фальков.
Из списка тем, разбитых министерством на 12 месяцев, Путин заострил внимание именно на экологии: «В августе, вижу, особое внимание предполагаете уделить климату, экологии. Это важнейшее направление в целом для любого человека в мире и в нашей стране. В этой связи могли бы что-то сказать дополнительно?» У Фалькова на этот случай как раз была подготовлена еще одна презентация про «проект по созданию карбоновых полигонов», где будут исследоваться процессы выделения и поглощения парниковых газов.
Министр сообщил, что в пилотном режиме такие полигоны будут запущены в семи регионах (в том числе Свердловская, Тюменская области), а затем покроют всю страну. А поскольку «у молодежи большой запрос на экологию», туда планируется отправлять на практику студентов, причем не только будущих экологов, но и экономистов и юристов. «Мы знаем, с чем совсем недавно столкнулись европейские страны, юг США, когда замерзали ветряные мельницы, и для того, чтобы их разморозить, нужно было прибегать к использованию таких энергетических источников, которые в принципе даже в некоторых местах и запрещены для производства электроэнергии. Поэтому здесь очень важно совместить научные знания, потребности сегодняшней экономики, смотреть в будущее и сотрудничать», — одобрил проект Путин.
Внимание президента к экологической тематике объяснимо. 9 марта «Левада-Центр» (внесен в реестр НКО-иноагентов) выпустил социологическое исследование о главных проблемах, которые волнуют россиян. 21% респондентов указали, что их остро тревожит ухудшение окружающей среды. В 2015 году таких было всего 9% — двукратный рост за шесть лет. Замдиректора «Левада-Центра» Денис Волков в разговоре с URA.RU отметил, что «прежде всего обеспокоенность растет среди молодых людей и людей с высшим образованием».
«Действительно, мы видим рост обеспокоенности этой проблемой независимо от места жительства. Интересно, что если во всем мире говорят о проблеме глобального потепления, то у нас о загрязнении окружающей среды и утилизации отходов. То есть в России еще не решены самые базовые проблемы», — сказал Волков.
Еще в конце 2020 года ВЦИОМ, центр «Особое мнение» и Экспертный институт социальных исследований (ЭИСИ, считается «фабрикой мысли» Кремля) сообщили о том, что 35% жителей готовы принять участие в экологических протестах. В исследовании «Экологическая повестка: за 10 месяцев до выборов в Госдуму» сообщалось, что 53% россиян заявили об ухудшении экологической ситуации в России за последние два-три года, причем 39% респондентов получают информацию о состоянии окружающей среды в своем регионе из соцсетей (к контенту в которых Владимир Путин относится весьма критично).
«Есть три фактора, которые власть не может игнорировать: ценностные установки политизирующейся на глазах молодежи относительно чистой воды, чистого воздуха и чистого места обитания; проблема накопленного со времен Советского Союза экологического ущерба и ветшающей инфраструктуры, в первую очередь транспортировки ресурсов; а также меняющееся отношение россиян к утилизации мусора. Достаточно двух факторов, сходящихся в одной точке, чтобы страна получила массовый протест. Мы помним прошлогодние Норильск, Куштау, тлеющий с 2018 года Шиес, — сказала URA.RU директор «Особого мнения» Екатерина Курбангалеева. — Необходимо работать на опережение и смотреть, где и какие есть точки экологического риска. Экология, не являясь пока безусловным требованием и общественной ценностью, может послужить триггером протеста, тогда, когда это касается непосредственно самого человека, его непосредственного места обитания.
В накопленный социальный протест добавить экологический раздражитель — вот рецепт сильного общественного протеста».
Не случайно, что в рамках «Года науки» теме экологии будет отдан приоритет именно в августе — за месяц до выборов в Госдуму (пройдут 19 сентября), согласился в разговоре с URA.RU директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников. «Естественно, раз мы говорим о крупном избирательном цикле, то большинство действий будет связано с политическим фоном. — сказал Солонников агентству. — Тема может дать результат перед выборами — занялись наукой, открыли несколько новых перерабатывающих заводов в августе и все стало прекрасно».
Автор: Сергей Дианов